Система управления организацией и ее основные элементы
Совокупность способов осуществления управленческой деятельности, применяемых для постановки и достижения целей организации, является методами управления. Методы занимают в управлении особое место, поскольку с их помощью становится возможным достичь желаемой цели. Все методы управления тесно взаимосвязаны и используются для обеспечения оптимальных результатов при достижении целей организации.
Методы современного управления классифицируют на общенаучные и специфические (или частные).
Класс общенаучных методов представлен методическим инструментарием, который применяется не только в науке управления, но и в других областях знаний. К общенаучным методам относятся исторический, системный и комплексный подходы, моделирование, экспериментирование, использование алгоритмов математического аппарата, статистические, социологические, политологические и другие области исследований.
Специфические (частные) методы, применяемые в управлении, характеризуются большим разнообразием, что объясняется множественностью достигаемых с их помощью целей и различием объектов управления.
Субъект управления (управляющая система) и объект управления (управляемая система) при наличии цели являются элементами процесса управления.
Управленческое воздействие реализуется через управленческие отношения, субъектами которых выступает персонал предприятия, то есть физические лица - живые люди.
Персонал организации - это один из видов её ресурсов, отличающийся от других (например, финансовых, материальных, сырьевых) ресурсов тем, что работник имеет право отказаться от условий, на которых его собираются использовать, вести переговоры об уровне оплаты труда, переучиваться другим профессиям, участвовать в забастовках, увольняться по собственному желанию и т.п. Персонал не может рассматриваться как однородная субстанция, поскольку каждый работник имеет индивидуальные мотивы и ценности.
Управление персоналом - это деятельность, направленная на целевое изменение мотивации работника и достижение максимальной отдачи, а следовательно, достижение высоких конечных результатов всей деятельности организации.
Результатом эффективного управления персоналом является сосредоточение усилий работников на выполнении задач, намеченных стратегией организации, обеспечение эффективного использования интеллектуальных и физических возможностей работников, реализацию их потенциала, повышение качества жизни, укрепление трудовых отношений в духе сотрудничества и улучшение морального климата, достижение взаимной выгоды индивидов, формирование у работников необходимых организации интересов и поведения с целью интеграций ожиданий организации с их интересами.
Конечная цель работы с персоналом выражается в обеспечении максимального сближения ожиданий организации и интересов работника, связанных с профессиональной деятельностью. Поэтому сотрудники - это главный ресурс современной организации. Управленец не спрашивает, что они могут сделать для него (как это бывает обычно), он спрашивает, что он может сделать для них, чтобы обеспечить им условия для эффективной работы.
Для создания эффективной системы мотивации персонала необходимо уделить внимание следующим факторам:
1. разнообразие работы по содержанию;
2. рост и расширение профессиональной квалификации работников;
. удовлетворение от работы и её результатов;
. повышение ответственности;
. условия для проявления инициативы;
. осуществление самоконтроля.
Среди методов мотивации работников можно выделить следующие:
1. принуждение - основано на страхе подвергнуться наказанию, например в виде увольнения, перевода на нижеоплачиваемую работу, штрафа и т. д.;
2. вознаграждение - в виде систем материального (заработная плата, премии, участие в прибылях и т.д.) и нематериального (награда, благодарность и т. п.) стимулирования хорошего труда;
. солидарность - развитие у работников ценностей и целей, совпадающих или близких к ценностям и целям организации, что достигается путем убеждения, воспитания, обучения и создания благоприятного организационного климата;
. приспособление - оказание влияния на цели и задачи организации путем частичного приспособления их к целям менеджеров высшего и среднего уровней. Этот вид мотивации требует делегирования полномочий на нижние уровни, что становится мотивом для внутреннего объединения целей менеджеров и персонала организации.