Характеристика конкурентоспособности торговых организаций
Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что предприятие не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов - они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени.
Основными свойствами конкурентоспособности (по всем составляющим) являются относительность и динамический характер. Относительность проявляется в том, сто сравнение предприятия и конкурентов позволяет говорить о конкурентных преимуществах в отношении той или иной стороны.
Создание и использование конкурентных преимуществ предприятия - тесно связанные процессы, которые в принципе могут вступать в противоречие между собой. Оценочной базой для конкурентных преимуществ являются цели предприятия и связанные с ними задачи, которые способно выполнять предприятие с учетом реальных условий внешней среды и при заданном качестве их выполнения.
Динамический характер конкурентоспособности определяет ее постоянную недостаточность.
Недостаточность конкурентоспособности - один из основных побуждающих моментов, который отражается и в стратегических, и в оперативных решениях.
Успокоенность относительно конкурентоспособности часто приводит к отставанию. Любые преимущества рано или поздно будут скопированы или превзойдены конкурентами. Единственным устойчивым конкурентным преимуществом является постоянное движение вперед.
На рис. 1.2 проиллюстрирована взаимосвязь различных аспектов конкурентоспособности, в частности, подчеркивается, что наиболее «фундаментальный» характер имеет конкурентоспособность менеджмента и предпринимательской идеи, а внешнее восприятие конкурентоспособности в основном связано с рыночным предложением.
Рис. 2 - Структура конкурентоспособности
Для достижения и постоянного поддержания объекта конкурентоспособным на рынке необходимо поддерживать завоеванные конкурентные преимущества, искать и реализовывать новые.
Конкурентное преимущество предприятия - превосходство, высокая компетентность предприятия в какой-либо области деятельности. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества. Фактор конкурентного преимущества - конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит конкурирующие фирмы. Факторы могут быть тактическими и стратегическими.
Устойчивое конкурентное преимущество - это превосходство над компаниями-соперниками, которое торговец сохраняет в течение длительного периода времени. В таблице 1.3 представлена классификация подходов, использование которых позволяет торговой фирме получить такие конкурентные преимущества.
Таблица 1.3
Подходы к созданию конкурентного преимущества
Тип преимуществ |
Подходы к созданию преимуществ |
Преимущества, основанные на внешних отношениях |
Отношения с покупателями Увеличение числа лояльных покупателей |
Правовые аспекты Наличие местных законов, препятствующих выходу на рынок новых конкурентов | |
Преимущества в налогообложении | |
Расположение | |
Поставщики | |
Прочные взаимосвязи | |
Преимущества, основанные на внутренних отношениях |
Управление товарными запасами Эксклюзивный товар Низкие издержки, обусловленные эффектом масштаба Больше товаров Широкий ассортимент Выгодные условия закупка |
Низкие цены Лучшие покупатели | |
Больший объем продаж | |
Работа магазина Лучший сервис Лучшее представление товара Лучшая реклама Большая безопасность, низкий уровень хищений Лучшие торговые работники Лучшие менеджеры магазина | |
Системы контроля Лучшая информационная система управления Эффективное распределение Лучший контроль за запасами |