Характеристика конкурентоспособности торговых организаций
Критерии, характеризующие конкурентоспособность торгового предприятия, должны отвечать следующим требованиям [27,c.115]:
) отражать конечные целевые результаты хозяйственной деятельности предприятия;
) фиксировать уровень затрат предприятия на достижение поставленных целей;
) быть универсальным, чтобы его можно было сопоставлять критериями других организаций;
) подвергаться синтезу, то есть быть способным к последовательному разложению на более детальные аналитические показатели;
) учитывать масштабы времени.
Конкурентоспособность торгового предприятия оценивается одновременно с использованием нескольких критериев, поэтому она относился к типу поликритериальных.
Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия представлены в таблице 1.5.
Таблица 1.5
Критерии и показатели конкурентоспособности торгового предприятия
Критерии конкурентоспособности |
Показатели конкурентоспособности |
Критерии оценки технического уровня предприятия |
а) механизация и автоматизация торговой деятельности; б) техническая оснащенность труда; в) уровень состояния основных фондов предприятия. |
Критерии экономического потенциала и эффективности деятельности |
а) доля на рынке; б) объем продаж; в) экономия затрат; г) рациональность эксплуатации основных фондов (фондоотдача); д) наивысшая рентабельность; е) совершенствование организации труда; ж) производительность труда; |
Критерии финансового состояния предприятия |
а) коэффициент автономии; б) доходность предприятия; в) коэффициент платежеспособности предприятия; г) коэффициент абсолютной ликвидности; д) коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
Критерии оценки ассортимента товаров |
а) широта и глубина ассортимента; в) коэффициент обновления и устойчивости ассортимента; |
Критерии эффективности стимулирования спроса |
а) степень обновления ассортимента; б) степень завершенности покупки; в) объем и структура неудовлетворенного спроса; г) рентабельность рекламных мероприятий д) степень приверженности покупателей к торговому предприятию |
Критерии эффективности менеджмента |
а) репутация фирмы б) эффективность процессов найма, подготовки и продвижения всех работников; стиль управления; г) эффективность руководства; д) принципы организации систем управления, построение организационной структуры, механизм управления. |
Критерии состояния и квалификации трудовых ресурсов |
а) компетентность продавцов; б) соответствие компенсирующей системы для мотивации и стимулирования работников; в) участие менеджеров и технического персонала в профессиональных организациях; г) уровень мотивации и удовлетворения работой у сотрудников. |
Перечисленные критерии конкурентоспособности находятся в тесной взаимосвязи. Изменение показателя каждого из них приводит к неизбежному изменению других показателей. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание руководству при осуществлении преобразований внутри организации с целью ее адаптации к условиям внешней среды. Кроме того, данный список можно продолжить применительно к конкретному предприятию.
ВЫВОДЫ:
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Существующие модели и методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия можно разделить на две группы: аналитические и графические методы. Данные методы имеют свои достоинства и недостатки.