Характеристика конкурентоспособности торговых организаций
Следует отметить, что этот список не является исчерпывающим. Любое действие, предпринимаемое розничным предприятием торговли, может стать основой для получения превосходства над конкурентами [18,c.23].
Важнейшей целью оценки конкурентоспособности является повышение эффективности деятельности фирмы.
С точки зрения результативности деятельности предприятий-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить основные факторы, требующие изучения. Они варьируются в зависимости от объекта конкурентоспособности. В таблице 1.4 нами представлены факторы конкурентоспособности в зависимости от объекта конкурентоспособности
Таблица 1.4
Факторы конкурентоспособности в зависимости от объекта конкурентоспособности
Объект |
Факторы |
Товар (продукция) |
- продукт и его критерии качества; - цена; - доведение продукта до потребителя; - продвижение продукта; - доля рынка. |
Производственная организация |
- эффективность производственной деятельности; - финансовое положение; - эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке; - конкурентоспособность продукции; - доля рынка |
Торговая организация (объединены факторы, выделенные различными авторами) |
- имидж фирмы; - динамичность развития; - уровень диверсификации хозяйственной деятельности (видов бизнеса); - способность к риску; - разнообразие ассортимента товаров; - качество реализуемых товаров; - рациональность ассортимента товаров; - культура обслуживания; |
- условия обслуживания; - доступность услуг; - суммарная рыночная доля главных видов бизнеса; - стабильность финансово-экономического положения; - рыночная цена товаров с учетом возможных скидок или наценок; - частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет; - предпродажная подготовка товаров; - эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения; - уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей); - уровень рекламной деятельности; - уровень послепродажного обслуживания; - политика предприятия во внешней предпринимательской среде, характеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п. - трудовая этика (желания и умения трудиться); - гибкость и готовность к самосовершенствованию; - мобильность рабочей силы (желание рабочей силы учиться, работать за границей, постигать опыт других стран); - дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там, где присутствует дух соревнования. | |
Отрасль |
- производительность труда; - уровень оплаты труда; - капиталоемкость; - наукоемкость и технический уровень продукции; - экспансия отрасли. |
Страна |
- динамизм экономики, - динамизм рынка - развитие финансовой системы - роль государства - ресурсы и инфраструктура - готовность стимулирования торговой деятельности - политика страны в отношении нововведений; - социально-политическая обстановка |
Данный перечень можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентоспособности товаров и эффективности маркетинговой деятельности. Каждый из факторов оценивается по нескольким критериям [14,c.125].
В экономической литературе существует множество различных взглядов на критерии конкурентоспособности.
Критерий (с греческого «criterion») означает признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта, процесса, мерило такой оценки. Критерий - это целевой показатель, по которому можно судить о достижении определенного уровня конкурентоспособности предприятия. Он представляет собой важнейший отличительный признак, позволяющий производить оценку действий, свойств, состояния и характеризующий количественные и качественные стороны явлений, их сущность. Критерий должен выражать конечную цель достижения конкурентоспособности предприятия.