Эволюция государственной инвестиционной политики
Что касается теоретических аспектов эволюции государственной инвестиционной политики, то здесь существуют прямо противоположные подходы. Во всех развитых странах мира, при всех экономических системах государство в той или иной степени регулирует экономику, при этом роль государства в регулировании процессов социально-экономического развития возрастает по мере углубления международного разделения труда.
Однако в теории развития рыночных отношений существуют прямо противоположные подходы. Еще в XVIII столетии Адам Смит, а в XX в. М. Фридман считали недопустимым вмешательство государства в становление рынка, утверждая, что рыночная система способна автоматически к саморегулированию, равновесию спроса и предложения. Другие же, например Дж. М. Кейнс, Р. Харрод, Е. Домар, Дж. Робинсон, Н. Калдор, Л. Пазинетти, Дж. Мид считали необходимой систему государственного регулирования рыночной экономики, основными элементами которого «…являются потребление, сбережение, инвестиции, то есть модель совокупного спроса».
Изучение исторического опыта государственного участия в инвестиционном процессе, позволило выделить четыре основные модели такового. На ранних стадиях индустриального общества государственное регулирование сводилось преимущественно к «нормативному» бюджетированию. (Приложение 1).
С 50-х годов ХХ века стала применяться модель политики долгосрочного планирования национальной инвестиционной деятельности, позволяющая мобилизировать инвестиционные ресурсы на внедрение существующих технологий в условиях острой конкуренции массового производства. В 70-х годах, по мере нарастания издержек государственного регулирования, произошел переход к модели «дерегулирования», основывающейся на неолиберальных методах управления. С середины 90-х годов, в условиях обострения функциональных противоречий инвестиционного рынка, связанных со становлением постиндустриальной экономики и необходимостью инвестировать в человеческий капитал и информацию, происходит формирование инновационной модели стратегического государственного управления инвестиционным процессом, главной целью которого является создание и поддержание конкурентных преимуществ, и формирование эффективных инвестиционных механизмов их достижения.
Таким образом, на основе изученного материала можно сделать следующие выводы:
В истории развития инвестиционной деятельности можно выделить пять этапов:
1. Возникновение инвестиционных отношений. Развития купечества и банковского капитала. Флоренция, XII в.
2. Развитие инвестиционной активности. Великие географические открытия, XVI-XVII вв.
. Формирование стандартов, принципов, законодательства государственной инвестиционной политики. Колониальный период, XVIII-XIX вв.
. Период рационализации экономического поведения государств. Постколониальный период, 50- 70-е гг. XX в.
. Современный период. С 70-х гг. XX века до настоящего времени
Основными институтами инвестиционной деятельности поочередно становились societas-compagnia (организационно-правовая форма предпринимательства в сфере торговли), акционерные общества, фонды закрытого типа (инвестиционные трасты), международные организации и объединения (Международный валютный фонд, Международный Банк реконструкции и развития, Европейское экономическое сообщество) и транснациональные корпорации.