Этапы проведения адаптации; алгоритм действий менеджера по персоналу
- получение обратной связи от наставника и непосредственного руководителя по итогам испытательного срока.
Выгодами, получаемыми компанией с хорошо выстроенной системой адаптации, являются:
- создание механизма оценки профессиональных и управленческих компетенций сотрудника и его потенциала по итогам работы в первые месяцы;
- выявление недостатков существующей в компании системы подбора и адаптации;
- возможность планирования карьеры нового сотрудника на период от одного до двух лет;
- развитие управленческих компетенций наставников и линейных руководителей;
- обоснование кадровых решений в отношении как новичков, так и наставников после окончания адаптационного периода;
- повышение лояльности сотрудника к организации-работодателю.
Таким образом, совершенно очевидна важность формирования в любой компании эффективной системы адаптации и приоритетная роль в организации этого процесса принадлежит именно специалистам службы персонала.
Менеджер по персоналу, даже имея в своём распоряжении отлаженную систему адаптации новых сотрудников, тем не менее, не должен быть «рабом инструкций». Всегда необходимо помнить, что, даже если разработаны детальные схемы адаптации для различных категорий работников, и механизм отбора кандидатов также выстроен таким образом, чтобы выявлять определённые типы личности, наиболее подходящие для конкретных вакансий - в любом случае нужно применять индивидуальный подход к каждому новичку, корректировать процесс адаптации в зависимости от успешности/неуспешности его протекания.
Именно тогда адаптация нового сотрудника становится максимально эффективной.
Приложение А
(рекомендуемое)
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
(результаты прохождения адаптационного периода новым сотрудником)
Ф.И.О. сотрудника _
Период адаптации с по _
Структурное подразделение _
Занимаемая должность
Оценка (с примечаниями оценивающего):
. обучаемость (способность усвоить и применить на практике максимум знаний в минимальные сроки) ;
. выполнение прямых должностных обязанностей _;
. ответственность (исполнение обязанностей в срок и с минимальными потерями) _;
. степень самостоятельности (не нуждается в жёстком контроле со стороны руководителя) ;
. инициативность (разработка новых идей, инноваций) ;
. взаимоотношения с окружающими (легко ли идёт на контакт, умеет ли наладить горизонтальные и вертикальные связи) _;
. уровень конфликтности (конструктивное восприятие критики, способность тактично обсудить неприятный вопрос) ;
. интерес к работе (нравится ли сам процесс и содержание работы, видит ли перспективы, возможность самореализации) ;
. дисциплина (соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, сровок выполнения работ) ;
. характеристика профессиональных и личных качеств и особенностей сотрудника:
· сильные стороны ;
· слабые стороны _;
· пути разрешения конфликтов _;
· дальнейший план развития _;
Подпись оценивающего _
Подпись оцениваемого
Приложение Б
(рекомендуемое)
Оценка деятельности сотрудника в период прохождения испытательного срока
Ф.И.О. сотрудника ;
Подразделение ;
Дата выхода на работу _;
Дата окончания испытательного срока ;
Оценка сотрудника за период с _ по ;
Показатель |
Оценки |
Комментарии | |||
плохо |
удовл. |
хорошо |
отлично | ||
Выполнение поставленных задач | |||||
Результативность работы | |||||
Знания по профилю работы | |||||
Навыки по профилю работы | |||||
Отношение к работе | |||||
Работоспособность | |||||
Инициативность | |||||
Творческие способности | |||||
Дисциплинированность | |||||
Управляемость | |||||
Взаимоотношения в коллективе | |||||
Взаимоотношения с внешними партнёрами | |||||
Управленческие способности | |||||
Аналитические способности |