Повышение конкурентоспособности предприятия
Сила соперничества между компаниями, производящими аналогичные товары и услуги, является основной силой (направлением) конкурентной борьбы, так как в наиболее концентрированном виде выявляет успехи и неудачи фирмы в обеспечении дополнительных конкурентных преимуществ.
Все основные направления укрепления конкурентных позиций фирм находят отражение при разработке ими долгосрочной стратегии.
Во-первых, целевой установкой фирм часто является не только обеспечение устойчивой прибыли, но и сохранение занятости, чтобы избежать обострение социальной напряженности.
Во-вторых, резко повышенная степень и специфический характер рисков принимаемых решений, к которым в первую очередь относятся частные изменения в государственной финансово-кредитной, налоговой, таможенной политике, а также низкая платежеспособность покупателей продукции фирмы, не облегчают участь фирм.
Маркетинговая деятельность является условием гибкого приспособления производственной, финансовой, торговой, сбытовой, кадровой и иной деятельности предприятия к постоянно изменяющейся экономической ситуации рынка. Сегодня маркетинг - это весь комплекс мероприятий, направленных на планирование, организацию, ценообразование, разработку товаров и их доставку существующим и потенциальным покупателям.
В современном бизнесе принятие маркетинговых решений может стать важным конкурентным преимуществом. Фирма может опередить своих конкурентов за счет: принятия лучших решений; более быстрого принятия решений; более эффективного внедрения принятых решений.
Методы маркетинговой деятельности заключаются в своевременном реагировании на изменения как во внешней среде, в которую входят не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия, а так же определении внутренних проблем предприятия и способности быстрых реакций на них.
Основными элементами конкурентоспособности предприятия являются:
· качество продукции и услуг;
· стратегия маркетинга и сбыта;
· квалификация персонала;
· технологический уровень производства;
· финансовое состояние.
Соответственно, анализ конкурентоспособности предприятия следует проводить в разрезе отмеченных элементов, тем не менее, не абстрагируя их друг от друга, а с учетом наличия взаимозависимости и взаимодополняемости.
Оптимизация финансово-экономического положения предприятия
Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия - первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.
Проведенный экспресс-анализ финансово-экономического состояния предприятии выявил некоторые проблемы в деятельности предприятия.
Очевидно, что основной причиной этому послужил такой факт, как превышение дебиторской задолженности над кредиторской, причем наблюдается тенденция к достаточно высокому превышению - к концу 2009 года до двух раз.
С одной стороны, это говорит о способности предприятия ответить по своим долговым обязательствам в случае предъявления кредиторами требований о погашении долгов, а с другой стороны, излишняя дебиторская задолженность отрицательно сказывается на ликвидности фирмы.
В условиях острого недостатка оборотных средств, характерного для многих предприятий, завышенные размеры дебиторской задолженности снижают мобильность оборотных активов, приводят к неоправданному росту продолжительности финансового цикла, а в результате ухудшению хозяйственно-финансовой деятельности в целом.
Первой проблемой выявленной в деятельности ООО ТД «Столичный» является возрастающая дебиторская задолженность. На основании данного факта можно сделать вывод о нерациональной структуре оборотных активов, и, соответственно, неправильном вложении капитала предприятия.
Нерациональная структура оборотных активов, выраженная в увеличивающейся дебиторской задолженности, подтверждается тенденцией к понижению коэффициентов ликвидности.
Для собственников предприятия недостаточная ликвидность может означать уменьшение прибыльности, потерю контроля и частичную или полную потерю вложений капитала. Для кредиторов недостаточная ликвидность у должника может означать задержку в уплате процентов и основной суммы долга или частичную либо полную потерю ссуженных средств. Текущее состояние ликвидности компании может повлиять также на ее отношения с клиентами и поставщиками товаров и услуг. Такое изменение может выразиться в неспособности данного предприятия выполнить условия контрактов и привести к потере связей с поставщиками. Вот почему ликвидности придается такое большое значение.
Если предприятие не может погасить свои текущие обязательства по мере того, как наступает срок их оплаты, его дальнейшее существование ставится под сомнение, и это отодвигает все остальные показатели деятельности на второй план. Иными словами, недостатки финансового управления проектом приведут к возникновению риска приостановки и даже его разрушения, то есть к потере средств инвестора [16].