Повышение конкурентоспособности предприятия
Для повышения эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятию можно порекомендовать следующие мероприятия:
вести непрерывный мониторинг состояния дебиторской и кредиторской задолженности, своевременно выявляя и устраняя негативные тенденции;
ориентироваться на большое число покупателей для снижения риска неуплаты;
непрерывно контролировать состояние расчетов с покупателями по просроченной задолженности;
погашать свои обязательства перед поставщиками по регулярно составляемому плану;
анализ дебиторской задолженности вести одновременно с анализом кредиторской задолженности;
непрерывно следить за оборачиваемостью дебиторской и кредиторской задолженностью с целью выяснить причины замедляющие оборачиваемость;
исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами.
Одним из инструментов работы с дебиторами является предоставление скидок. Скидка в данном случае является способом увеличения объема продаж и возможным ростом прибыли. Зачастую система скидок для клиентов гораздо более эффективна, чем штрафные санкции за просроченную оплату.
Недостатком же скидки являются возможные потери денежных средств.
Увеличение срока погашения дебиторской задолженности в данном случае приведет к оттоку средств из оборота, что заставит предприятие обратиться за кредитами в банки. Предприятию необходимо выработать методику сравнения выгодности скидки или отсрочки платежа.
Рассмотрим потери предприятия при предоставлении покупателю скидки размером 1%, 3% и 5% при вложении средств от покупателя на депозит либо отсрочки платежа на 30 дней. Сумма оплаты за товар - 1000 рублей.
По данным Росстата инфляция по итогам 2010 года составила 8%.
В качестве источника получения краткосрочного кредита рассматривается Челябинвестбанк. Процентная ставка годовых составляет 17%.
В качестве депозитного вклада рассматривается тот же банк с процентным депозитом 12% (таблица 14).
Таблица 14 - Расчет потерь предприятия от предоставления клиенту скидки
Показатель |
Формула Расчета |
Размер скидки | ||
1% |
3% |
5% | ||
1.Скидка |
1 000 руб. х размер скидки |
10-00 |
30-00 |
50-00 |
2.Полученные средства от покупателей |
1 000 руб. - Гр.1 |
990-00 |
970-00 |
950-00 |
3.Доход от вложения средств на депозит в банк |
Гр.2 х 12%/360 дней х30 дней |
9-90 |
9-70 |
9-50 |
4.Потеря от предоставления скидки клиенту |
Гр.1 - Гр.4 |
0-10 |
20-30 |
40-50 |
Рассчитаем потери предприятия от предоставления покупателю отсрочки платежа на 30 дней и привлечения краткосрочного займа банка:
индекс цен от инфляции: 8% / 360 х 30 дней = 0,67 %
оплата процентов банку: 1000 руб. х 17% / 360 дней х 30 дней = 14,17 руб.
потери предприятия от инфляции: 1000 руб. х 0,67 % = 6,70 руб.
потери от предоставления покупателю отсрочки платежа на 30 дней и привлечения краткосрочного займа банка: 14,17 руб. + 6,70 руб. = 20,86 руб.
По проведенным расчетам, очевидно, что предприятию по данной схеме выгоднее предоставлять клиенту скидку, размер которой не превышает 3%, чем отсрочку платежа, при этом на время отсрочки пользоваться кредитом банка.
Данную методику сравнения выгодности скидки и отсрочки платежа предприятию необходимо взять на вооружение и использовать в поисках наиболее интересного и выгодного для себя варианта работы с дебиторами.
Из-за высокого уровня задолженности поставщикам и подрядчикам рекомендуется контролировать сроки погашения задолженности по договорам с целью избегания штрафных санкций за задержку платежей.