Основоположники концепций управления качеством
С того времени Э.Деминг начал регулярно проводить ставшие впоследствии знаменитыми 4-х дневные семинары по менеджменту качества. И если сначала его аудитория насчитывала не более двадцати человек, то уже через два года его слушали больше тысячи. С этими лекциями Э.Деминг объехал весь мир. В 80-х годах возникли многочисленные группы и организации его последователей сначала в Америке, а потом и по всему миру.
В 1986 г. вышла книга д-ра Э.Деминга «Выход из кризиса», которая была посвящена менеджменту и предназначена для руководителей предприятий. В ней он рассматривал свои 14 ключевых принципов - заповедей как основу преобразования американской промышленности. Эти принципы в 1950 г. были положены им в основу семинаров для высшего японского менеджмента по восстановлению экономики Японии.
Э.Деминг стал обладателем и других многочисленных наград, включая медаль Шухарта от американского общества по качеству в 1956 г., награду Самуэля Уилкса от Американской ассоциации статистики в 1983 г. В 1987 г. Президент США Р.Рейган вручил ему «Национальную медаль» по технологии. Д-р Э.Деминг был избран в Национальную инженерную академию США и стал почетным доктором различных американских и европейских университетов.
Джозеф Джуран, США. Соратник Э.Деминга и известный специалист в области управления качеством. Также выступал с лекциями по приглашению японских промышленников. Дж.Джуран занимался пропагандой статистических методов контроля качества продукции, применении их в производстве. Разработал теорию постоянного улучшения качества. В 1951 г. выпустил книгу «Справочник по управлению качеством» (Quality Control Handbook), в котором впервые была дана формулировка понятия «Управление качеством». В 1963 г. вышло его второе, значительно расширенное издание. В «Справочнике» впервые были классифицированы затраты на обеспечение качества с выделением четырех основных категорий затрат:
затраты на предупреждение дефектов;
затраты на оценку качества;
издержки вследствие внутренних отказов;
издержки из-за внешних отказов.
В 1964 г. вышла в свет книга Дж.Джурана «Революция в управлении предприятием». Он первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством и разработал концепцию ежегодного улучшения качества. В 1979 г. им был учрежден в США Институт качества. Дж.Джуран стал академиком Международной академии качества (МАК).
Каору Исикава, Япония. Известный специалист по качеству. В 1915 г. окончил инженерный факультет Токийского университета по специальности «прикладная химия», в 1947 г. стал ассистентом профессора в том же университете, затем - доктором инженерных наук, профессором. В начале 50-х начал компанию по обучению методам статистического контроля всех руководителей высшего звена фирм.
По инициативе К.Исикавы в Японии, начиная с 1962 г., начали развиваться «Кружки качества». Благодаря ему в практику был введен графический метод анализа причинно-следственных связей, который стал называться его именем «Диаграмма Исикавы».
К.Исикава стал инициатором движения «Управление качеством в рамках компании». Он сформулировал особенности японского менеджмента, которые включают:
всеобщее участие работников в управлении качеством;
введение регулярных внутренних проверок функционирования системы управления качеством;
непрерывное обучение кадров;
широкое внедрение статистических методов контроля.
К.Исикава опубликовал книгу «Что такое всеобщий контроль качества? Японский путь». Был награжден премией Э.Деминга.