Управление качеством в европейских странах
В европейских государствах системы качества получили широкое распространение, хотя и значительно позже. В их основе лежало использование уже накопленного опыта Японии и США.
Путь к пониманию роли качества как стратегического фактора имеет свои национальные особенности. Если для США вопрос совершенствования качества был в основном связан с военной стратегией, то для европейских стран, таких как Великобритания и Германия, главная цель была в выработке конкурентной борьбы за выживание.
Еще в 1887 г. Англия потребовала обозначать немецкие продукты маркировкой «Сделано в Германии», для того, чтобы защитить свой рынок от импорта немецких товаров. Англия, которая особенно пострадала во время экономического кризиса конца 70-х годов прошлого века, пришла к выводу, что единственный на длительную перспективу план по оздоровлению экономики заключается в решительном улучшении качества продукции, и только таким образом можно контролировать импорт и стимулировать жизненно-важный экспорт. Во время правления Маргарет Тэтчер были разработаны государственные программы по поддержке экономики и повышению качества продукции. После США здесь впервые в Европе были внедрены нормы и программы по качеству.
Хотя в Германии в середине 80-х годов давление со стороны правительства по внедрению стандартов ISO 9000 было не таким сильным, как в Англии, однако, и здесь качеству и внедрению регулирующих нормативов стали уделять повышенное внимание.
В настоящее время качество в Германии и Англии достигается посредством контроля продукции, значительное внимание уделяется планированию качества и исследований. Но принцип участия всего персонала в управлении качеством используется не в полной мере. Большое место до сих пор отводится руководству по обеспечению и управлению качеством, в то время как служащие, менеджеры и рабочие во многих случаях разделены дистанцией.
Скандинавские страны имеют наиболее современные системы управления качеством. Повышению их репутации способствовала продукция известных фирм «Вольво» и «СААБ».
В настоящее время в мире выделяются три ведущих школы менеджмента: японская, американская и европейская [11]. Японская школа менеджмента основной приоритет традиционно отдает управлению качеством, американская и европейская - управлению прибылью (табл. 5.1).
Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить качество работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. При этом в американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, т. е. получение наибольшей выгоды при наименьших затратах. Различная целевая ориентация влияет на особенности построения и работы всей системы управления.
Практика показала наибольшую конкурентоспособность японских товаров и эффективность работы японских предприятий. В результате управление качеством стало доминировать во всех ведущих школах менеджмента.
Таблица 5.1. Направленность школ менеджмента
Направленность |
Школа менеджмента | |
японская |
американская, европейская | |
Цель |
Улучшение качества работы предприятия за счет повышения производительности труда работников |
Получение наибольшей прибыли при наименьших затратах |
Задача оперативного характера |
Увеличение доли рынка за счет повышения качества товара и увеличение части новых товаров в общем объеме выпускаемой продукции |
Ускорение оборота инвестируемых средств и увеличение стоимости акции |
Стратегия |
Комплексное решение задач повышения качества и производительности труда |
Противопоставление качества и производительности труда. Решение задач повышения качества и производительности труда различными внутренними структурами по разным методикам |