Шесть сигм
Известно, что концепции «шесть сигм» (Six sigma) предшествовал подход, который назывался «нуль дефектов» или «бездефектность». Хотя он и не рекламировался с таким размахом, как «шесть сигм», однако имел достаточно ощутимые последствия.
Впервые методология «шесть сигм» была внедрена в компании «Motorola» в 80-х годов прошлого столетия. Чуть позже этот подход был использован и в компании General Electric etc. Трудности, которые возникли при внедрении стандартов ISO 9000 и модели TQM вынудили менеджеров к разработке собственных методов совершенствования деятельности их компаний. Применение этой методологии помогло крупным и мелким компаниям решить различного рода проблемы, улучшить процессы, повысить удовлетворенность потребителей и увеличить прибыль. В 1988 г. Моторола получила национальную премию имени М. Болдриджа в области качества, как итог десятилетней программы улучшения качества.
Экономический эффект от внедрения нового подхода был впечатляющим [1]. Так, например, компания «Элайд Сигнал» (Allied Signal) сообщила об экономическом эффекте в 800 млн. дол., полученном между 1995 и 1997 гг. за счет осуществления инициативы совершенствования под знаком «шесть сигм». Компания «Дженерал Электрик» (GE) в третьем квартале 1997 г. сообщила об увеличении прибыли с 13,8 до 14,5%, что принесло ей 600 млн. дол., извлеченных благодаря инициативе «шесть сигм» в сфере качества.
В краткой информации для акционеров по итогам 1999 г. указано, что инициатива «шесть сигм» в 1999 г. принесла «Дженерал Электрик» более 2 млрд. дол. прибыли.
Рис. 11.2. Влияние системы «Упорядочение» на производительность, качество и безопасность
Принципы, на которых основана концепция «шесть сигм» во многом похожи на принципы модели TQM. Этой системе также присуще и повсеместное использование статистических методов. Сущность концепции заключалась в снижении вариабельности процессов и стабилизации характеристик продукции. Для соответствия идее «6 сигм» необходимо чтобы показатель допуска на некоторую важную характеристику продукции имел естественный разброс в процессе производства продукции в таких устойчивых границах, что бы он укладывался в согласованные границы допуска 12 раз, что как раз и составляет + 6 сигм.
Компания «Дженерал Электрик» сформулировала основную идею этого подхода так: «Наши потребители чувствительны к разбросу, а не к среднему значению». Этот подход получил наименование «шесть сигм». Сигма - это греческая буква, которую в математической статистике обычно используют для обозначения квадратичной ошибки, задаваемой распределением некоторой случайной величины.
В методологии «шесть сигм» [6] использовались несколько обобщающих показателей качества для подтверждения продукции, услуг и связанных с ним процессов:
число дефектов на миллион изделий (1 000 000 х число дефектов);- расстояние от среднего значения измеряемого параметра процесса до ближайшей границы допуска - 3 сигма, где сигма- стандартное отклонение процесса;
затраты, связанные с плохим качеством - затраты связанные с переделкой, браком, предотвращением и разрешением проблем, экспертизой качества (измеряются в процентах от продаж);