Шесть сигм
уровень разброса параметров - расстояние от среднего значения измеряемого параметра процесса до ближайшей границы допуска, измеренное в единицах стандартного отклонения сигма.
Основным понятием в концепции «шесть сигм» является количество дефектов (отказов, отклонений) на миллион возможностей. Уровень качества «шесть сигм» соответствует 3,4 дефектам на миллион возможностей. Стоит подчеркнуть, что в подходе «шесть сигм» акцент делается не столько на число дефектов на миллион возможностей, сколько на методологию систематического снижения вариабельности процессов.
Было сформировано следующее определение концепции: «Шесть сигм» - это подход к совершенствованию бизнеса, который стремится найти и исключить причины ошибок или дефектов в бизнес-процессах путем сосредоточения на тех выходных параметрах, какие оказываются критически важными для потребителя . «Шесть сигм» - это стратегический подход, который работает для всех процессов, продуктов и отраслей» [1].
В основе системы «Шесть сигм» лежит сочетание глубокого понимания нужд и ожиданий потребителей, а также четкого и грамотного использования фактов, данных, статистических и других аналитических методов, внимания к управлению, развитию и перепроектированию процессов бизнеса. В табл. 11.3 приведены сравнительные характеристики процессов при уровне качества в традиционном представлении 99% и уровне качества, соответствующем «шесть сигм».
Из таблицы следует, что при традиционном выражении уровня качества, равном 99%, из 300 тыс. отправленных поздравительных открыток 3 тыс. не попадут к адресату или будут доставлены с нарушениями. В тоже время при уровне качества, соответствующем «шесть сигм» сбой произойдет только с одной поздравительной открыткой.
Основные концепции подхода «Шесть сигм» заключаются в следующем:
. Компания проявляет искренний интерес к заказчику. Ведется постоянный мониторинг всех ожиданий и предпочтений потребителей. Продукция или услуга должна приносить только удовлетворение потребителя от общения с компанией.
Таблица 11.3. Сравнение характеристик процессов в зависимости от выражения уровня качества
№ п/п |
Наименование процесса |
Уровень качества в традиционном выражении в % |
Уровень качества, «шесть сигм» |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Доставка 300000 поздравительных открыток |
3000 доставок по неверному адресу |
1 доставка по неверному адресу |
. Компания осуществляет менеджмент на основе данных и фактов. Полученная информация идентифицируются, обосновывается необходимость принятия решений, и проводится их всесторонний анализ на основе необходимых методик.