Культура организации и управление ее развитием
культура корпоративный организационный
В начале 80-х годов феномен корпоративной культуры оказался в центре предпринимательства. Стало ясно, что четко проработанные формализованные схемы управления, способы регуляции и стимулирования трудового поведения, внедренные на конкретных предприятиях и давшие там положительный эффект, в другой организации могут дать совсем иной, даже противоположенный результат. Способы и методы управления в большей степени определяются традициями и культурными особенностями организации. Было выявлено, что «человеческий» фактор производственной деятельности, считавшийся ранее эфемерным, способен оказаться не менее рентабельным, чем эффективные решения в области финансовой и технической политики. Понимание и управление организационной культурой, может быть ключом к эффективному управлению организацией.
Особенно актуальна проблема формирования и управления корпоративной культуры для нашей страны. В результате политических и экономических изменений в стране, происшедших после периода перестройки, распада СССР и обретения независимости Россией внешняя среда деятельности производственных организаций радикально изменилась. В стране идет широкомасштабная экономическая реформа, развивается рыночная экономика. В настоящее время многие производственные предприятия до сих пор находятся в кризисе. Раньше на российских предприятиях долгое время господствовала «культура личности», элементы которой сохранились во многих организациях до сих пор. Однако, в конкурентно-рыночных отношениях и развитии демократических форм принятия решений, необходимо формирование четких организационных культур, обеспечивающих динамизм, новаторство, вовлеченность работников.
Проблематика доследования организации как культурного феномена восходит к социологическим традициям М. Вебера, Т. Парсонса, К. Левина, Ф. Селзника и особенно Ч. Бернарда и Г. Саймона. Однако само введение термина и его детальная проработка датируется концом 70-х. На современном этапе данной проблемой занимались социологи: Е. Шейн, Р. Уоттермен, Т. Питере, А. Петтигрю. Среди российских исследователей наиболее известны работы С. В Щербиной, А. А Радугина, К. А Радугина, М. В. Удальцовой.
Целью исследования является анализ основных характеристик, условий возникновения, факторов влияния и особенностей формирования культуры организации.
Ввиду многообразия в подходах к исследованию корпоративной культуры различных исследователей данной проблемы представляется целесообразным рассмотреть различные подходы к сущности данного понятия.
- Анализ характеристик и факторов, влияющих на культуру организации
- Рационалистические концепции корпоративной культуры
- Феноменологические концепции корпоративной культуры
- Организационная культура, ее составляющие
- Формирование и развитие организационных культур