Основные направления совершенствования структуры управления ГУМО «Спортивный клуб «Химик»
Управление реализуется определенными элементами системы, включающей цели, функции, принципы, методы, управляющую и управляемую подсистемы, обратную связь, персонал (управление которым включает перечень специальных функций, в том числе функцию его профессионального развития), организационную культуру.
. Управления осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами управления, которыми руководствуются управляющие органы. Эти принципы отражают действие объективных законов и практику управления, а также определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
. Под методами управления понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей. При определении и выборе методов управления руководители и специалисты чаще всего пользуются комбинацией методов, в наибольшей степени, отвечающей особенностям тех или иных задач.
. ГУ МО «Спортивный клуб «Химик» - государственное учреждение, созданное в целях развития и поддержания игровых видов спорта, удовлетворения физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей населения, реализации программ и услуг по физическому воспитанию в Московской области.
ГУ МО «Спортивный клуб «Химик» находится в ведомственном подчинении Комитета по физической культуре и спорту Московской области, который осуществляет от имени Московской области полномочия его учредителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Имущество учреждения находится в государственной собственности Московской области, закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Численность его персонала 1 января 2008 года составила 214 человек. Большинство сотрудников учреждения относятся к возрастной категории от 41 до 50 лет - более 60% от общего числа работников. Такое соотношение показывает, что работающие в организации специалисты обладают достаточным опытом в сфере предоставления услуг клиентам. Вместе с тем в организации работает очень мало сотрудников в возрасте от 21 до 40 лет - всего 12%. Это объясняется относительно невысоким уровнем заработной платы.
В учреждении трудятся 60 мужчин (28%) и 154 женщины (72%). Подобная структура персонала по гендерному аспекту характеризует не только анализируемое учреждение, но и все другие учреждения в данной сфере деятельности в целом.
По образованию преобладают сотрудники с высшим и средним специальным образованием (91%).
Уровень текучести кадров в 2007 г. составил 26,6%, или почти в 5 раз превысил социально приемлемую норму.
5. Организационная структура управления государственного учреждения является бюрократической по типу и линейно-функциональной по виду.
Следует выделить три существенные проблемы системы управления ГУ МО «Спортивный клуб «Химик».
Недостаточно обеспечена регламентация управленческих функций и задач структурных подразделений. Постановка задач исполнителям может происходить с нарушением ступеней иерархии и соподчинённости. Все это приводит к неравномерному распределение нагрузки, демотивации, конфликтам и нарушению сроков выполнения задач.
Система обучения персонала не подчинена основным целям его профессионального развития, в её организации преобладает реактивный подход.
Руководство учреждения не озабочено проблемой формирования сильной организационной культуры, сплачивающей трудовой коллектив и дающей возможность ориентировать все подразделения и сотрудников на достижение общих целей.
6. Совершенствование организационной структуры управления ГУМО «Спортивный клуб «Химик» предлагается по следующим направлениям.
Целесообразным представляется переподчинить инженера по охране труда заместителю директора по персоналу, а главного механика - главному инженеру. Поскольку у заместителя директора по персоналу фактически всего один подчинённый - специалист по кадрам, поэтому расширение его нормы управляемости до двух человек будет оправданным. Это позволит, во-первых, повысить его статус, во-вторых, расширить функции по работе с персоналом, в-третьих, возложить функцию по охране труда на кадровую службу, всех её сотрудников.
Относительно переподчинения главного механика главному инженеру: перечень их должностных обязанностей дублируется, что порождает организационные конфликты и размывание ответственности, и нередко требует значительного участия самого директора учреждения в решении порученных этим сотрудникам оперативных вопросов. При предлагаемом переподчинении создаются предпосылки для повышения персональной ответственности главного инженера за решение соответствующих вопросов.
Необходимо упразднить должность заместителя директора по общим вопросам в силу её низкой эффективности. Его функции перераспределить между директором и заместителем директора по снабжению. При общей численности персонала учреждения 214 человек у его директора неоправданно много заместителей - 6 единиц, поэтому ликвидация одной такой единицы не ухудшит качество управленческой деятельности. Кроме того, заработная плата у заместителя директора по общим вопросам достаточно высокая. И нет смысла иметь такую должность как «дублёр» заведующего столовой.