Анализ конкурентной среды предприятия
Второй шаг SWOT - анализа - это - оценка рынка. Этот этап позволит нам оценить ситуацию вне предприятия и понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).
Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия. По каждому параметру определяется, что является возможностью, а что - угрозой для предприятия.
За основу при оценке рыночных возможностей и угроз берется следующий примерный список параметров:
. Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса туристическую продукцию.
. Факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.).
. Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.).
. Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.).
. Социально-демографические факторы (следует учесть численность и половозрастную структуру населения региона, в котором работает ваше фермерское хозяйство, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.).
. Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.).
Далее заполняется таблица (таблица 9): в первый столбец записывается параметр оценки, а во второй и третий - существующие возможности и угрозы, связанные с этим параметром.
Таблица 9 - Определение рыночных возможностей и угроз ООО ТД «Столичный»
Параметры оценки |
Возможности |
Угрозы |
1. Конкуренция |
- поиск новых туров, использование скидки клиентам |
- новые туры и большие скидки у конкурентов - появление новых конкурентов |
2. Сбыт |
- создание филиала в городе и за его пределами |
- наличие за пределами города других конкурентов |
3. Спрос |
С ростом доходов населения увеличиваются спрос на продукт турбизнеса |
Падение спроса по причине снижения доходов населения |
4. Природные и экологические факторы |
- |
Падение спроса при неблагоприятных погодных условия |
5. Политические факторы |
-повышение спроса при стабилизации политической обстановки в конкретной стране |
Падение спроса при неблагополучной политической обстановке в конкретной стране |