Схема управления клиентской сетью исследованных компаний посредством MAS
· Блок ведения базы данных постоянных клиентов. Агент БД постоянных клиентов. Основные функции - отслеживание и накопление информации о клиентах, перевод лидов в статус постоянных клиентов, классификация и сегментация БД, передача информации о клиентах из дальних регионов специальному агенту. Вспомогательные функции - передача и получение информации от менеджера по продажам, моделирование предпочтений клиентов.
· Блок работы с клиентами, находящимися в удаленных регионах и контроля дилеров. Агент по работе с территориально удаленными клиентами. Основные функции - консультирование дилеров и контроль их деятельности, коммуникация с агентами консультантами.
· Блок технической поддержки и консультирования. Агенты-консультанты. Основные функции - накопление информации о типовых проблемах и обращениях пользователей, оперативная обработка запросов.
· Блок дистанционного обучения. Агенты студентов, агенты курсов, агенты-координаторы. Основные функции - организация обучения в удаленных регионах через Интернет-портал.
· Блок работы интегрированного мультиагентного портала. Агент для ведения личного контента пользователя. Основные функции - мониторинг контента сайта (либо группы сайтов партнеров) и поиск наиболее интересного материала для пользователя.
· Блок мониторинга информации. Поисковый агент для мониторинга публикаций. Основные функции - поиск и фильтрация данных, мониторинг публикаций информации о компании, конкурентах и связанных отраслях, группировка необходимых материалов для принятия решений.
Ниже эти блоки и проблемы, на решение которых они направлены, будут описаны подробнее, также в Приложении 5 представлены их схемы.
. Уточнение состава агентов и распределение функций между агентами. Таким образом, исходя из предыдущего пункта, при построении MAS будут необходимы следующие агенты:
· Агент по обработке входящих запросов
· Агент по работе с потенциальными клиентами
· Агент БД постоянных клиентов
· Агент по работе с территориально удаленными клиентами
· Агенты-консультанты (несколько агентов в зависимости от направлений консультирования по продуктам, среди них - агент по партнерским продуктам, агент по QNX, агент по собственным разработкам, агент по продажам)
· Агенты блока дистанционного обучения: агенты студентов, агенты курсов, агент-преподаватель
· Агент-пользователя на Интернет-портале
· Поисковый агент для мониторинга публикаций
4. Выделение базовых взаимосвязей (отношений) между агентами в МАS
Базовые взаимосвязи агентов включают:
· обмен информацией, полученной из внешней среды и на основе собственных знаний, накопленных в процессе работы;
· передача информации от агента по работе с потенциальными клиентами агенту БД постоянных клиентов и агенту по работе с территориально удаленными клиентами;
· распределение входящих запросов агентом по обработке входящих запросов между агентами-консультантами, агентом по работе с потенциальными клиентами, агентом БД постоянных клиентов и агентом по работе с территориально удаленными клиентами;
· взаимодействия агентов дистанционного обучения;
· коммуникация поискового агента и агентов-пользователей Интернет-портала: передача подходящих материалов (агенты-пользователи создают запросы поисковому агенту).
5. Определение возможных действий (операций) агентов:
· коммуникация между собой;
· взаимодействие с пользователем через специальный интерфейс;
· взаимодействие с клиентом в процессе обучения;
· кооперация и эффективное распределение информации.
6. Анализ реальных текущих или предполагаемых изменений внешней среды (условий функционирования):
В настоящее время наиболее эффективной схемой MAS для исследуемой компании является система с активным участием человека, так как на первом месте стоит проблема координации действий и эффективного управления клиентской сетью, повышения отдачи от взаимодействия с лидами. В то же время, такой важный аспект как освобождение рабочего времени сотрудников не является настолько критичным, хотя в виду высокой текучести кадров эта проблема также существует. Среди ближайших изменений предлагаемой MAS можно выделить постепенное расширение сети агентов и передачи им части функций, выполняемых в настоящее время человеком.
Проектирование MAS для компании «Топ-Проект»
Для компании «Топ-проект» будут рассмотрены только такие аспекты проектирования MAS, которые существенно отличаются от схемы «СВД Софтвер». Как уже упоминалось в главе, посвященной анализу деятельности компании, основное влияние на управление клиентской сетью в компании оказывают следующие подпроцессы:
· поддержание лояльности постоянных крупных клиентов;
· предложение им адекватных товаров;
· ведение базы данных клиентов и ее анализ;
· более эффективное взаимодействие с клиентом через Интернет-портал.
В соответствии с управлением клиентской сетью на основе мультиагентного подхода и технологии CRM можно предложить следующие базовые действия агентов в схеме MAS: