Основные процессы жизненного цикла продукции
Всем известно, что желаемый результат легче достичь, если соответствующими ресурсами и деятельностью управляют как процессом.
Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия [16, с. 15].
Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента.
Удовлетворение потребителя качественным продуктом является первостепенной задачей каждого производителя. В то же время качество продукта является результатом качества процессов, выход который он осуществляет. Поэтому для обеспечения качественного выхода производитель/поставщик должен обеспечить соответствующее качество самого процесса. При этом под процессом понимается не только процесс производства продукта [17, с.207].
Деятельность любой организации - это выполнение процессов. Взгляд на компанию как на систему процессов и организация управления ими являются одними из возможных подходов к оптимизации управления бизнесом. Адекватно выделенные процессы и построенная из них система процессов должны соответствовать сущности рассматриваемого бизнеса и целям его развития [8, с. 11].
Для того чтобы процессы, функционирующие на предприятии, приносили желаемый результат, необходимо их идентифицировать и описать, что позволит выявить проблемные участки и, следовательно, направления для улучшения.
Стадии жизненного цикла продукции ОАО «Татарский Мясокомбинат» (Рисунок 7)
1. Маркетинговые исследования
2. Проектирование и разработка продукции
. Закупка мясного сырья и специй
. Производство колбасных изделий
. Контроль и испытания
. Реализация продукции ОАО «Татарский Мясокомбинат»
. Утилизация продукции
Рисунок 7 - Фазы жизненного цикла продукции ОАО «Татарский Мясокомбинат»
Для того чтобы процессы ЖЦП стали еще более понятны в процессе выполнения работы описать более детально, а именно составлены карты процессов каждого из них.
Процесс планирования процессов ЖЦП на ОАО «Татарский Мясокомбинат» описан достаточно хорошо.
3.1.1 Маркетинг
На ОАО «Татарский Мясокомбинат» необходимо определять требования, относящихся к продукции.
Необходимо определить:
· требования к продукции, установленные потребителем, включая требование к поставке и деятельности после поставки;
· требования, не указанные заказчиком, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования продукции;
· дополнительные требования, определяемые мясокомбинатом.
Так же необходимо анализировать требования, относящиеся к продукции чтобы выявить направления для повышения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом [18, с. 120].
Когда заказчик не выдвигает документированных заявлений, необходимо уточнять и подтверждать их до принятия. Ответственность за проведение анализа контракта, разрешение разногласий с заказчиком и внесение изменений в контракты должен нести начальник ОТК. При необходимости анализ контракта на возможность его реализации должен проводиться на производственном совещании с фиксацией в протоколах. В случае изменений требований к продукции необходимо обеспечивать внесение изменений в соответствующие документы и информирование заинтересованного персонала. Все изменения и поправки к контракту должны быть согласованы с заказчиком. Результаты анализа и последующих действий, вытекающих из анализа, должны быть документально подтверждены соответствующими записями.
В ходе дипломной работы была составлена карта процесса определения требований, относящихся к продукции (Таблица 2) и построена блок-схема данного процесса (Рисунок 8)
Таблица 2 - Карта процесса «Определение требований, относящихся к продукции» (Разработано автором)
Руководитель процесса: |
Начальник ОТК |
Цель процесса: |
Получение информации о требованиях потребителей к продукции |
Задачи процесса: |
1. определение требований r продукции; 2. анализ полученных результатов; 3. коммуникации с потребителями; 4. предоставление информации, которая ложится в основу проектирования и разработки новой продукции, а так же корректирующих и предупреждающих действий. |
Потребители процесса: |
Руководители и участники процессов: «Закупки», «Производство и обслуживание» |
Управление процесса: |
1. НД; 2. СТО; 3. Организационно-распорядительные документы. |
Ресурсные входы процесса: |
1. Персонал; 2. Финансы; 3. Материалы. |
Выход процесса: |
Записи по результатам анализа требований к продукции. |