Менеджмент качества и элементы системы качества
Конец ХХ и начало XXI века характеризовались глобальными изменениями в рыночных отношениях, прорывами в экономической науке, революционными изменениями в технике.
Происходит ускоренный процесс глобализации финансов, экономики, технологии и общества, появляется исходящая из этого угроза социально-экономическому, научному, культурному и образовательному уровню человечества. Новый рынок, небывалая конкуренция потребовали новых подходов к обеспечению качества продукции.
Привычное понятие качества трансформировалось и стало основой новой философии качества, переход к которой, как считают, сопоставим с переходом от ньютоновской механики к теории Эйнштейна.
В рыночной системе управления хозяйством обеспечение высокого качества становится объективным условием существования, важнейшим фактором повышения уровня жизни, гарантией социальной, экономической и экологической безопасности.
Качество стало интегрирующим понятием, затрагивающим интересы всех участников общественного производства.
Для производителей качество - решающий фактор обеспечения конкурентоспособности и «выживания» в целом.
Для потребителей повышение качества - это наиболее действенная мера по удовлетворению потребностей и защиты их прав.
Для органов власти обеспечение качества жизни граждан - одна из приоритетных государственных задач.
Определение качества стало применяться к предприятию в целом, к его способности удовлетворять потребности и ожидания заказчика, обеспечить минимальный риск при заключении контракта. Можно сказать, что к началу XXI века окончательно определилось новое глобальное направление в менеджменте - «качество жизни».
С общим менеджментом тесно связан менеджмент качества. В то время как общий менеджмент распался на ряд самостоятельных независимых дисциплин (инвестиционный менеджмент, менеджмент персонала, финансовый менеджмент, маркетинг и т.д.), представление о менеджменте качества все расширялось и включало в свою область все новые и новые элементы производственной системы.
Важным элементом взаимопроникновения общего менеджмента и менеджмента качества стал переход понятия качества в экономическую категорию. Деятельность по повышению качества, традиционно начинавшаяся на завершающих стадиях технологического процесса в виде контрольных операций, в соответствии с современным подходом осуществляется на каждой технологической стадии. Она стала неотъемлемой частью производственного процесса и является работой по повышению качества изготовляемой продукции и снижению ее себестоимости. От решения проблем технического характера деятельность в области обеспечения качества продукции перешла в область экономическую.
Менеджмент качества становится в настоящее время ведущим менеджментом любой компании. Компании, не взявшие за основу своей деятельности методы менеджмента качества и экологического менеджмента, не могут рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.
Этим объясняется тесная связь менеджмента качества со многими дисциплинами, такими как: системы менеджмента качества; сертификация и аудит систем качества; теория стандартизации; международная стандартизация; инвестиционный менеджмент; менеджмент персонала; финансовый менеджмент; экологический менеджмент; корпоративный менеджмент; проектный менеджмент; исследования и инновационная деятельность; производственный менеджмент; методология и методы стандартизации; метрологическое обеспечение качества; контроль качества и испытания продукции; правовые вопросы обеспечения качества продукции.
Большое значение для регулирования механизмов рыночной экономики приобретает стандартизация, которая имеет непосредственное отношение к совершенствованию управления производством, повышению качества товаров и услуг. В учебнике рассмотрены основные стандарты менеджмента качества, их взаимосвязь и влияние на методы управления предприятием.
Не менее важную роль играет в современных условиях и сертификация продукции. В условиях возникновения рыночных отношений в Украине сертификация становится практически единственным средством защиты потребителя от недобросовестности производителей. Она способствует предотвращению появления на рынке экологически небезопасной и недоброкачественной продукции
Однако в последнее время для потребителя становится недостаточным только получение сертификата соответствия на отдельное изделие. Постоянным партнерам в целях большей уверенности важно знать, что у производителя весь технологический процесс поддерживается на высоком уровне, и создаются предпосылки до минимума уменьшить вероятность появления дефектов. Иначе говоря, потребитель хочет быть уверен в надежной и эффективной системе управления качеством продукции. Вследствие этого и появилась потребность в разработке и сертификации систем менеджмента качества.
В настоящее время системы менеджмента качества получают все большее распространение. Они находят применение в самых разных отраслях промышленности и в сфере услуг, становясь основой для достижения высокого стандарта качества продукции.
Предлагаемый учебник предназначен для студентов, магистров, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, а также может быть интересен широкому кругу специалистов и других категорий работников, изучающих теорию и практику менеджмента качества, стандартизации и сертификации.
В учебнике обобщены результаты научных исследований в области менеджмента качества, стандартизации и сертификации, проанализирован современный практический зарубежный и отечественный опыт. Подробно рассмотрены вопросы в следующих направлениях, в том числе:
эволюция качества и систем управления качеством;
отечественный и зарубежный опыт менеджмента качества;
международной стандартизации систем качества
современная концепция менеджмента качества;
создание и сертификация систем менеджмента качества
оценка затрат на обеспечение качества и эффективность систем менеджмента качества;
применения прогрессивных управленческих технологий менеджмента для повышения качества.
Содержание учебника полностью соответствует утвержденной программе по дисциплине «Менеджмент качества» и основывается на требованиях, предъявляемых в настоящее время к специалистам в области управления качеством, стандартизации и сертификации.
Для удобства читателей в приложении приведены Указы Президента и постановления Правительства, методические разработки, рекомендации и другие справочные материалы в данной области.
КАЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
- Понятие качества
- Показатели качества и их классификация
- Основные факторы, влияющие на качество продукции
- Изменение отношения к качеству
- Совершенствование управленческой деятельности
- Основоположники концепций управления качеством
- Сущность управления качеством продукции
- Обеспечение качества продукции
- Комплексное управление качеством - перестройка сознания в области мышления
- Применение статистических методов
- История развития отечественных систем управления качеством продукции
- Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП)
- Основные недостатки и причины неэффективности КС УКП
- Особенности управления качеством в Японии
- Кружки качества
- Управление качеством в США
- Управление качеством в европейских странах
- Обзор семейства ISO 9000
- Международные стандарты семейства ISO 9000:1994 Системы менеджмента качества
- Международные стандарты семейства ISO 9000:2000 Системы менеджмента качества
- Стандарты ISO серии 14000 Системы экологическогоменеджмента
- Другие стандарты ISO, требования которых положены в основу систем менеджмента
- Пути создания систем менеджмента качества
- Разработка документации системы менеджмента качества
- Создание и внедрение других систем менеджмента
- Предпосылки и условия сертификации систем менеджмента качества
- Международное признание сертификатов
- Стандартизация и сертификация систем качества в Украине
- Качество и конкурентоспособность
- Затраты на качество и их классификация
- Показатели качества
- Контроль со стороны руководства
- Понятие «Всеобщее управление качеством» (TQM)
- Основные принципы, лежащие в основе TQM
- Опыт внедрения системы TQM в различных сферах деятельности
- Менеджмент как один из путей улучшения качества
- Бенчмаркинг
- Реинжиниринг (BPR)
- Система Всеобщего обслуживания оборудования (ТРМ)
- Система «Упорядочение» (5 S)
- Шесть сигм
- Сбалансированная система показателей (BSC)
- Самооценка
- Модель делового совершенства EFQM
- Практика присуждения наград за качество в мире
- Практика присуждения наград за качество в Украине